ツ Графика. Художник и книга. Экслибрис.
Цель урока: разработать эскиз экслибриса для домашней или школьной
библиотеки.
Задачи урока:
· расширить
представление о графике как виде изобразительного искусства;
· формировать
представления об особенностях выполнения экслибриса;
· развивать
абстрактное мышление;
· воспитывать
интерес к графике; бережное отношение к книге.
К концу урока учащиеся должны знать:
·
историю
и этапы создания экслибриса;
·
основные
выразительные средства графики;
·
адреса
практического применения экслибриса
Учащиеся
должны уметь:
·
компоновать
графическое изображение в заданную форму;
·
соединять
рисунок с текстом;
·
разрабатывать
эскиз для библиотеки (домашней или школьной)
ХОД
УРОКА
1.
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и с хорошим
настроением приступим к работе.
2.
Повторение пройденного.
– Начнём урок с повторения пройденного на предыдущих
уроках. Данный кроссворд составлен из известных вам терминов и понятий,
разгадав которые вы подойдёте к теме сегодняшнего урока.
1)Предварительный
рисунок, на котором предполагают, что и где будет нарисовано. (эскиз)
2)Вид изобразительного искусства выразительными
средствами которого являются линия, штрих, пятно. (графика)
3)К
какому виду изобразительного искусства относится картина Горавского А.Г.
«Клевер в цвету»? (живопись)
5)Дощечка
для смешивания красок. (палитра)
6)Рисунок
выполненный на ткани. (батик)
7)Назовите
жанр картины Хруцкого И.Ф. «Битая дичь, цветы, грибы». (натюрморт)
8)К
какому виду искусства относится объект изображённый на фотографии.
(архитектура)
9)Предмет при помощи которого художник-живописец
создаёт свои произведения. (кисть)
– Замечательно, молодцы ребята. Разгадав кроссворд вы
получили новое слово «экслибрис». Это и есть тема нашего урока.
3. Новый материал.(мультимедийная презентация)
– Ребята имели опережающее задание. Им необходимо было
найти в словарях значение термина «экслибрис». Пожалуйста, прочитайте, что вы
нашли.
– До сих пор единого мнения о том, что такое экслибрис нет. Экслибрис
– книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги,
преимущественно на внутреннюю сторону переплёта. Обычно на нём обозначено
имя, фамилия владельца и рисунок, лаконично
и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки. Вот то
определение, которое можно найти в любом толковом словаре. Но так ли все
просто, так ли быстро и внезапно возник экслибрис? Так ли моментально превратилась
маленькая картинка в большое искусство? Кто помог экслибрису стать достойным видом гравюры? Кто
усовершенствовал его, делал новые открытия и достижения? Чтобы ответить на эти
вопросы, ниже обратимся к истории. Наименование экслибрис произошло от латинских слов “еx
libris”, что значит из книг». Экслибрис – книжный знак – это особая
композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без
текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги.
Текст определяет принадлежность книги непосредственно; изображение может быть
ассоциативным, и просто декоративным. Текст всегда желателен и чем подробнее,
тем лучше.
– Экслибрис – своеобразный жанр
книжной графики, имеет славную историю, продолжающуюся уже более пятисот лет. Об
этом нам расскажет Вика.
– На протяжении долгой истории у
владельцев книг и книжных собраний часто возникало желание обозначить на книгах
своё имя. Первоначально это желание осуществлялось примитивно: на книге
делались надписи о принадлежности её тому или иному лицу. Самые ранние
владельческие надписи Древней Руси относятся к XIV веку. До изобретения
книгопечатания рукописные книги представляли собой огромную ценность. Поэтому
на заглавном листе или на внутренней стороне переплёта делались особые надписи.
Они обычно начинались со слов ex libris (из книг), а затем следовали имя и
фамилия лица или название библиотеки или монастыря, которые являлись владельцем
данной книги. Позднее к надписям стали добавляться изображение родового герба,
портрет высокопоставленного хозяина библиотеки или различные рисунки,
характеризующие некоторые стороны жизни и деятельности владельца. Изобретение
книгопечатания резко увеличило количество появляющихся книг, повысило роль
обозначения их принадлежности. Просвещенные книголюбы стали сочетать
владельческую надпись с желанием украсить книгу. Книгопечатание определило
новую форму книжного знака. Он превратился в печатный или гравированный ярлык,
наклеиваемый на форзац книги.
– Спасибо, Вика. Принято различать
три вида книжных знаков: художественные, ярлыки и штемпели. К первым относится
большая группа книжных знаков с изображением гербов владельцев, их вензелей,
различных сюжетов.
Ярлыки – книжные знаки,
преимущественно исполненные наборным шрифтом или иным способом, но содержащие в
себе лишь текст “из книг такого-то лица”, “такого-то учреждения”. Ярлыки не
представляют собой украшение книги и играют лишь служебную роль, указывая на
принадлежность её соответствующему владельцу. Широкое распространение получили
ярлыки в государственных и общественных библиотеках, вследствие удобства
пользования, дешевизны.
Штемпели не украшают книгу, а при
небрежном использовании часто портят их. Эта группа книжных знаков появилась
только в XIX веке. Но встречается небольшое количество штемпелей с
художественным изображением герба владельца книги или какого-либо рисунка.
Экслибрис относится к жанру
декоративно-прикладной графики. Поэтому все особенности его содержания и
художественной формы следует рассматривать и оценивать именно с позиции
единства и взаимопроникновения эстетического и практического.
Эстетическое в экслибрисе выражается в его идейно-тематической
основе в системе образов, в сюжете и композиции, в мастерстве и талантливости
исполнения.
Практическое направление
раскрывается, как известно, через две основные стороны: функциональную и
конструктивную. Обе они весьма существенны и для экслибриса. Смысл функциональной роли книжного
знака заложен уже в самом его наименовании. Экслибрис – это прежде всего знак. Знак,
предназначенный для человека (и признанный этим человеком, именно как свой
знак), являющегося владельцем определённого собрания книг или (что точнее) для
человека, имеющего свои книги, читающего и любящего их. Впрочем, экслибрис может
предназначаться не только для личных, но и для общественных библиотек
(массовых, научных, клубных, школьных)
Пользуясь специальными
художественными средствами, создатель экслибриса ставит перед собой, по крайней мере,
две функциональные задачи:
1 Изображение типа или важнейших
особенностей данной библиотеки собрания книг, нот, гравюр и тому подобное.
2 Выражение типических черт характера
книголюба, его мировоззрения, профессии, круга интересов, увлечений.
Композиционно экслибрис не
должен представлять собой некое замкнутое пространство. Он должен органически
входить в общее композиционное решение книги.
Даже тот факт, что экслибрис
наклеивается именно на левой (внутренней) стороне обложки, не случаен. Когда мы
перелистываем книгу, то мы как бы видим все правые страницы, ведущие нас вглубь
книги. Когда мы переворачиваем правую страницу, то ожидаем тоже правую, и левая
оказывается для нас несколько неожиданна, мы на неё как бы оглядываемся.
Поэтому все титульные листы, спуски, заставки ставятся на правой стороне, они
ведут нас вглубь книги, и поэтому большая страничка картинки на правой стороне
будет мешать нашему движению в книгу.
Есть область изобразительного
искусства, которую не минул почти, что ни один серьёзный гравёр – ни Альбрехт
Дюрер, ни Франциско Гойя, ни русские мастера – Сомов, Остроумова-Лебедева,
Фаворский. А между тем, эта область гравюры, оставаясь малоизвестной широкой
публике, высоко ценима знатоками и коллекционерами. Это – экслибрис, небольшая гравюра, личный знак
собственника книги. Экслибрис
отнюдь не предназначается для широкого распространения. Их путь короток – от
гравёра к заказчику.
Но есть ещё одна замечательная
особенность экслибриса: напоминать читателям о владельце, хозяине книги, пусть
даже по истечении достаточно долгого времени. Я предлагаю увидеть эту
особенность в инсценировке «Приключения экслибриса».
4. Инсценировка «Приключения
экслибриса».
а) Разговор двух мальчиков
–О, Витька, сколько у тебя книг.
Здорово. Даже есть «Приключения Тома Сойера». Я давно хочу её прочитать, да
негде взять.
–Могу дать почитать. У меня все
книги учтены и в каждой стоит экслибрис. Очень удобно. Даже если забудешь, у
кого брал книгу, экслибрис укажет имя
хозяина.
–Супер! Значит, я возьму?
–Бери, конечно.
Прошло полгода…
–Мама, моя помощь тебе нужна?
–Да, сынок. Помоги отодвинуть шкаф
от стены.
(отодвигают)
–Смотри, книга какая-то.
«Приключения Тома Сойера». Это не наша книга.
–Покажи-ка. Мам, да это же книга
Витьки. Видишь, экслибрис на обложке. Да, стыдно мне. Обещал прочитать и
вернуть, а сам…
б) Обсуждение.
–Ребята, какую помощь оказал
экслибрис мальчикам?
–Значит, мы можем сделать выводы об
узкопрактическом значении экслибриса. Этот печатный знак помогает владельцам
библиотек упорядочить свои книги и в то же время обозначает хозяина книги.
5. Объяснение последовательности
выполнения экслибриса.
(демонстрация на доске)
·
Линейный рисунок (учитывается композиция, форма,
текст);
·
Выразительные
средства графики (линия, штрих, пятно);
·
Проработка с
помощью ручки с чёрным стержнем.
6. Игра-разминка.
– Прежде чем приступить к работе мы
с вами поиграем и вспомним выразительные средства графики. Представьте, что вы
дирижёр большого оркестра. Возьмите в правую и левую руку по простому
карандашу, поднимите перед собой. Итак, выразительным средством графики
является линия. Рисуем в воздухе двумя карандашами одновременно. Линии бывают:
прямые, ломаные, волнистые, прерывистые, спиралевидные. А сейчас тоже самое
повторим на альбомном листе. Двумя руками одновременно рисуем разные линии, они
могут пересекаться между собой. Хорошо.
– Далее вспомним, какие бывают
штрихи. Выберем отдельные фрагменты рисунка и заштрихуем вертикальной
штриховкой, затем горизонтальной, под наклоном в правую и левую сторону, а так
же небольшими дугами.
– Мы повторили и поиграли, а сейчас
вы приступаете к самостоятельной работе над экслибрисом.
7. Самостоятельная работа учащихся.
– Работа будет дифференцированная.
По желанию вы можете создать экслибрис для своей домашней библиотеки, или
придумать экслибрис для любого сказочного героя, или попробовать повторить экслибрис
из раздаточного материала.
8. Выставка работ, анализ работ,
оценивание.
– Ребята, свои экслибрисы размещаете
на форзаце макета книги. Проведём взаимоанализ работ. Какие работы на ваш
взгляд заслуживают высшей оценки, почему? Кто по вашему мнению с работай не
справился?
9. Рефлексия.
– Перед вами находятся экслибрисы,
распечатанные на цветной бумаге. Если вы узнали много нового и интересного на
уроке, то выберите розовые экслибрисы и прикрепите на доску. Если вы считаете,
что было неинтересно, то прикрепите зелёные экслибрисы. Спасибо за урок. До
свидания.
Комментарии
Отправить комментарий