Передача движения в композиции. Мальчик запускает воздушного змея. Урок в 4-м классе.

 

Тема: Передача движения в композиции. Мальчик запускает воздушного змея. Урок в 4-м классе.

 


Цель: совершенствовать навыки передачи движения в композиции.

Задачи:

1) расширение представления о способах передачи движения в композиции;

2) совершенствование умений передавать в композиции движение человека и животных;

3) совершенствование навыка поэтапного выполнения сюжетной композиции;

4) развитие пространственного мышления

Оборудование:

для учителя: проектор, презентация, рисунки учащихся по теме урока;

для учащихся: краски (акварель, гуашь), кисти, бумага, карандаш, карточка для самооценки.

 

Ход урока

1.     Организационно-мотивационный этап

Цель этапа– создание психологической готовности класса к уроку, мотивация на познавательную и творческую деятельность.

Задачи этапа: создать комфортные условия для работы учащихся, мотивировать учащихся на деятельность.

Учитель.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать рисовать.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Учитель.

Сегодня для работы на уроке вам понадобятся краски, кисти, бумага, простой карандаш. На воздушном змее закрасьте 1 треугольник красным цветом – если у вас есть всё необходимое, синим, если чего-то нет.

(змей самооценки)

 

2.     Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Цель этапа – подготовка учащихся к сознательному освоению учебного материала.

Задачи этапа: активизировать опыт учащихся при работе над композицией.

Учитель. Ребята, тема урока «Передача движения в композиции. Мальчик запускает воздушного змея», как вы думаете, какая цель нашего урока, чему вы должны будете научиться к концу урока? (ответы учащихся)

Что мы подразумеваем под словом «движение»? (ответы учащихся)

Как можно изобразить движение? (ответы учащихся)

Именно с этим материалом вы сегодня познакомитесь, а к концу урока выполните рисунок «Мальчик (девочка) запускает воздушного змея».

 3.     Информационно – деятельностный этап

Цель этапа – Обучить основам передачи движения в рисунке.

Задачи этапа: создать условия для последовательного выполнения композиции на заданную тему.

3.1 Учитель. Знакомство с движением в изобразительном искусстве предлагаю начать с работ художника, скульптора, монументалиста А.А.Дейнеки. Художник на картинах изображал военные события, портреты, спорт. (презентация) Учащиеся рассматривают картины, высказывают суждения о способах передачи движения.

 

«Оборона Севастополя»

 

«Девушки в выходные дни»

 

  «Бегунья»

 

«Весна в Париже»

 

«Вратарь»

 

«Баскетболистки»

 3.2 Учитель. Подведём итог, что же такое движение в изобразительном искусстве? Во-первых – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п.

          И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза, движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.

Давайте сейчас побудем исследователями и немного поэкспериментируем. Объектом нашего исследования будет движение.

 №1 Демонстрация двух карточек: на одной человек стоит, а на другой бежит. Вопрос, за счет чего происходит иллюзия движения? (рассуждение детей)

 

№2 Демонстрация на доске: бумага, цветная полоска, круг. Вопрос - в какую сторону катится круг? (рассуждение детей)

 

№3 Демонстрация на доске: бумага, цветная полоска, круг. Учитель меняет направление полоски. Вопрос – что сейчас изменилось? (рассуждение детей)

           

№4 Наглядная демонстрация: доска и мяч. Учитель наглядно демонстрирует движение с наклоном. Вопрос - что происходит с мячом, если сильнее наклонить доску? (рассуждение детей)

 Для того, чтобы добиться эффекта движения художники используют диагональное расположение объектов. Чаще всего диагональ направлена с правого верхнего угла в левый нижний по прямой, либо по «эс-образной» линии.

Вот, примерно так. 

 

      Существует правило, в соответствии с которым движущийся объект нельзя располагать очень близко к краю листа, т.к. такое расположение закончит движение. Правильно будет развернуть объект внутрь рисунка, направить вглубь листа.

 

Учитель.  Скажите, пожалуйста, вы поняли правила изображения движения в рисунке? Кто понял – закрашивает треугольник на воздушном змее в красный цвет, кто не понял - в синий.

  (змей самооценки – 2 треугольник)

3.3 Учитель.  Сейчас вы приступите к самостоятельной творческой работе на тему «Мальчик запускает воздушного змея». Посмотрите рисунки на эту тему:

 

 Критерии для самооценки:

1.     Передача движения в рисунке

2.     Раскрытие темы

3.     Аккуратность и завершённость

Прежде чем вы приступите к рисунку, давайте проведём ретроспективную оценку вашей работы. Кто уверен, что справится с заданием, закрашивает на карточке у змея треугольничек в красный цвет, кто думает, что будут небольшие трудности – в зелёный. 

Физкультминутка

Как живёте? — Вот так! (Показать большой палец)

-Как идёте? — Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)

-Как бежите? — Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)

(-Ночью спите? — Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову)

-Как берёте? — Вот так!

-А даёте? — Вот так!

-Как шалите? — Вот так! (Произвольные движения)

-А грозите? — Вот так! (Погрозить пальчиком)

-Как сидите? — Вот так! (Руки на стол)

-А рисуете как? — Вот так! (Показать большой палец.)

3.4 Самостоятельная работа учащихся.

Учитель наблюдает за работой учащихся, корректирует.

4.     Контрольно-коррекционный этап. Рефлексия.

Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учащимися собственной учебной деятельности на уроке.

Задачи этапа: создать условия для презентации и контроля результатов самостоятельной деятельности учащихся на уроке, определить достижения учащихся и трудности, связанные с выполнением учебных задач.

 Учитель. Проведём выставку. Посмотрим, что у вас получилось.

На букете самооценки 4 треугольник закрасьте в красный цвет те учащиеся, кто легко справились с заданием, у кого были трудности - в синий.

 (змей самооценки – 4 треугольник)

 Учитель. Закрепите своих змеев на листе с небом и облаками. Очень приятно видеть, что практически все змеи красного цвета.

Защита работы: - удалось ли передать движение?

- какие приемы передачи движения использовали?

- в каком направлении происходит движение в вашей композиции?

 

Комментарии