Тема: Передача движения в композиции. Мальчик запускает воздушного змея. Урок в 4-м классе.
Цель: совершенствовать навыки передачи движения в композиции.
Задачи:
1) расширение представления о способах передачи движения в композиции;
2) совершенствование умений передавать в композиции движение человека и животных;
3) совершенствование навыка поэтапного выполнения сюжетной композиции;
4) развитие пространственного мышления
Оборудование:
для учителя: проектор, презентация, рисунки учащихся по теме урока;
для учащихся: краски (акварель, гуашь), кисти, бумага, карандаш, карточка для самооценки.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Цель этапа– создание психологической готовности класса к уроку, мотивация на познавательную и творческую деятельность.
Задачи этапа: создать комфортные условия для работы учащихся, мотивировать учащихся на деятельность.
Учитель.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать рисовать.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Учитель.
Сегодня для работы на уроке вам понадобятся краски, кисти, бумага, простой карандаш. На воздушном змее закрасьте 1 треугольник красным цветом – если у вас есть всё необходимое, синим, если чего-то нет.
(змей самооценки)
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание
Цель этапа – подготовка учащихся к сознательному освоению учебного материала.
Задачи этапа: активизировать опыт учащихся при работе над композицией.
Учитель. Ребята, тема урока «Передача движения в композиции. Мальчик запускает воздушного змея», как вы думаете, какая цель нашего урока, чему вы должны будете научиться к концу урока? (ответы учащихся)
Что мы подразумеваем под словом «движение»? (ответы учащихся)
Как можно изобразить движение? (ответы учащихся)
Именно с этим материалом вы сегодня познакомитесь, а к концу урока выполните рисунок «Мальчик (девочка) запускает воздушного змея».
3. Информационно – деятельностный этап
Цель этапа – Обучить основам передачи движения в рисунке.
Задачи этапа: создать условия для последовательного выполнения композиции на заданную тему.
3.1 Учитель. Знакомство с движением в изобразительном искусстве предлагаю начать с работ художника, скульптора, монументалиста А.А.Дейнеки. Художник на картинах изображал военные события, портреты, спорт. (презентация) Учащиеся рассматривают картины, высказывают суждения о способах передачи движения.
«Оборона Севастополя»
«Девушки в выходные дни»
«Бегунья»
«Весна в Париже»
«Вратарь»
«Баскетболистки»
3.2 Учитель. Подведём итог, что же такое движение в изобразительном искусстве? Во-первых – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п.
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза, движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Давайте сейчас побудем исследователями и немного поэкспериментируем. Объектом нашего исследования будет движение.
№1 Демонстрация двух карточек: на одной человек стоит, а на другой бежит. Вопрос, за счет чего происходит иллюзия движения? (рассуждение детей)
№2 Демонстрация на доске: бумага, цветная полоска, круг. Вопрос - в какую сторону катится круг? (рассуждение детей)
№3 Демонстрация на доске: бумага, цветная полоска, круг. Учитель меняет направление полоски. Вопрос – что сейчас изменилось? (рассуждение детей)
№4 Наглядная демонстрация: доска и мяч. Учитель наглядно демонстрирует движение с наклоном. Вопрос - что происходит с мячом, если сильнее наклонить доску? (рассуждение детей)
Для того, чтобы добиться эффекта движения художники используют диагональное расположение объектов. Чаще всего диагональ направлена с правого верхнего угла в левый нижний по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.
Существует правило, в соответствии с которым движущийся объект нельзя располагать очень близко к краю листа, т.к. такое расположение закончит движение. Правильно будет развернуть объект внутрь рисунка, направить вглубь листа.
Учитель. Скажите, пожалуйста, вы поняли правила изображения движения в рисунке? Кто понял – закрашивает треугольник на воздушном змее в красный цвет, кто не понял - в синий.
(змей самооценки – 2 треугольник)
3.3 Учитель. Сейчас вы приступите к самостоятельной творческой работе на тему «Мальчик запускает воздушного змея». Посмотрите рисунки на эту тему:
Критерии для самооценки:
1. Передача движения в рисунке
2. Раскрытие темы
3. Аккуратность и завершённость
Прежде чем вы приступите к рисунку, давайте проведём ретроспективную оценку вашей работы. Кто уверен, что справится с заданием, закрашивает на карточке у змея треугольничек в красный цвет, кто думает, что будут небольшие трудности – в зелёный.
Физкультминутка
Как живёте? — Вот так! (Показать большой палец)
-Как идёте? — Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)
-Как бежите? — Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
(-Ночью спите? — Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову)
-Как берёте? — Вот так!
-А даёте? — Вот так!
-Как шалите? — Вот так! (Произвольные движения)
-А грозите? — Вот так! (Погрозить пальчиком)
-Как сидите? — Вот так! (Руки на стол)
-А рисуете как? — Вот так! (Показать большой палец.)
3.4 Самостоятельная работа учащихся.
Учитель наблюдает за работой учащихся, корректирует.
4. Контрольно-коррекционный этап. Рефлексия.
Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учащимися собственной учебной деятельности на уроке.
Задачи этапа: создать условия для презентации и контроля результатов самостоятельной деятельности учащихся на уроке, определить достижения учащихся и трудности, связанные с выполнением учебных задач.
Учитель. Проведём выставку. Посмотрим, что у вас получилось.
На букете самооценки 4 треугольник закрасьте в красный цвет те учащиеся, кто легко справились с заданием, у кого были трудности - в синий.
(змей самооценки – 4 треугольник)
Учитель. Закрепите своих змеев на листе с небом и облаками. Очень приятно видеть, что практически все змеи красного цвета.
Защита работы: - удалось ли передать движение?
- какие приемы передачи движения использовали?
- в каком направлении происходит движение в вашей композиции?
Комментарии
Отправить комментарий