10 класс Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций.Плакат, афиша.






Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций. Виды изобразительно-шрифтовых композиций: плакат, афиша.

 

Задание: выполнить афишу или плакат для праздничного мероприятия (Формат А2, материал: гуашь, акварель). Готовые работы сфотографировать и прикрепить в комментарии к уроку.

 

Теория.

Шрифтовая композиция — это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих участников текстового пространства, из которых составляется композиция.

Зачастую непростой задачей в каллиграфии является включение изображения в шрифтовую композицию ввиду различных особенностей. Одной из таких особенностей является тот факт, что шрифтовая композиция рассматривается не только целиком, но и читается в определённом порядке. Привычным для человека является чтение сверху вниз и слева направо строка за строкой.

Важно помнить, что в рамках любого проекта, основу которого составляют не только шрифты, но и графические изображения, шрифтовые конструкции вместе с остальными элементами композиции должны восприниматься как единое целое. Шрифтовые конструкции должны гармонично вписываться в структуру решения в целом, тем самым, раскрывать общую идею проекта. Шрифты и изображения не должны жить самостоятельно. Композиционное единство изображения и шрифта в шрифтовой композиции достигается путём подчинения общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. Композиционное единство шрифта и изображения может основываться не только на их сближении, но и на осмысленном, умело примененном контрасте, противопоставлении объема и плоскости, статики и динамики и т.п.

Для достижения успешного результата не следует создавать элементы, одинаковые по массам. Чем очевиднее является разница и контраст размеров в композиции, тем интереснее является композиция в целом. Также при разработке того или иного проекта могут быть выставлены определённые приоритеты, относящиеся непосредственно к элементам шрифтовой композиции. Опираясь на эти приоритеты, текстовые блоки могут быть выражены более явно, чем графические элементы, и наоборот - текст может быть дополнением к графике, но также возможны исключительно шрифтовые композиции.

Одной из главных ошибок при ведении работы над подобным заданием может быть первоначальное создание изображения, после чего начинается подбор шрифта, зачастую не самый удачный. В этом случае шрифт будет казаться неуместным, а гармонизация элементов не будет достигнута. Поэтому работу над композицией, включающей изобразительные и шрифтовые элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по отношению ко всем элементам. Изображение и шрифт должны обязательно находиться в исторической соподчиненности и соответствовать стилем той или иной эпохе.

Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и так далее.

В любом виде деятельности следует опираться на определённый свод правил. То же относится и к композиции, которая обладает следующими законами:

 

1. Закон целостности.

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде - в природе, обществе и выступает как диалектический закон. И поскольку этот признак главный, то его действие перерастает в действие глобальное для композиции, на уровне закона. Благодаря соблюдению первого закона композиции - закона целостности - произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

В природе форма и цвет существуют как части целого, в единстве со средой, в которой они находятся, во взаимосвязи между собой и пространством, имеющим глубину. В силу этого предметы видятся в сокращениях, ближние - более крупно, чем дальние, теряющие при этом интенсивность своей окраски и значительное число деталей. В грамотно составленной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни одну деталь без ущерба для целого. Все части находятся во взаимной связи и соподчинении.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности - неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

 2. Закон контрастов.

Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон. Без контрастов света и тени, контрастов форм, величин, цветов, при условии, что различные цвета будут одинаковыми по светлотным тонам и сильно разбелены, человек не увидит ни формы, ни объема. В абсолютной темноте человек ничего не видит. При слабом свете или в относительной темноте человек слабо воспринимает объем и цвет. В других случаях, если, например, объемный гипсовый шар, помещенный на темном фоне, осветить с разных сторон так, что не будет ни тени, ни полутени, то человек воспримет форму (светлый плоский шар на темном фоне), но не объем. В случае, если взять плоский круг зеленого цвета и поместить его на зеленом фоне, человек этого круга не увидит (если светлотный и цветовой тон зеленых фона и круга совпадает). В первых двух случаях отсутствует контраст света и тени (тоновой), а в третьем - цветовой. Эти примеры показывают, что в жизни контрасты тона и цвета играют роль объективных законов, связанных с условиями жизни на Земле, со значением света и отсюда с устройством организма человека, его зрительной системы. Значение контрастов как сочетания противоположного в зрительном восприятии исключительно велико. Человек воспринимает окружающие его предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Знакомые фигуры, предметы мы узнаем с большого расстояния по силуэтам, которые имеют большое значение в искусстве. Форму предмета человек воспринимает только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает плоскость.

 3. Закон жизненности.

Закон жизненности выступает в качестве частного закона, который проявляет свое действие в произведениях изобразительного искусства, когда ставится задача передачи движения во времени. Решение такой задачи относится прежде всего к произведениям, имеющим сюжетные завязки (станковая графика, живопись и скульптура; монументальная живопись и скульптура, прикладные сюжетные композиции на плоскости; миниатюрная живопись; прикладная скульптура, книжная графика).

Закон жизненности требует, чтобы в произведениях искусства был передан смысл движения во времени и чувство жизненности отображаемого. Поскольку в таких произведениях время присутствует как фактор, то передача в них ощущения движения во времени выступает как композиционная задача, без решения которой проблема ощущения жизненности отображаемого, жизненности образа в произведении в полной мере быть решена не может. Данная композиционная задача в произведении решается художником в соответствии с замыслом и с учетом того, какими свойствами наделяется тот или иной художественный образ. Решение проблемы жизненности через передачу ощущения движения во времени прежде всего должно быть тесно связано с проявлением в произведении таких важнейших свойств художественного образа, как типическое и характерное, эстетическое.

Передача в произведении тех или иных эстетических качеств (красивого, трагического, комического, лирического и т.д.) также создает в той или иной мере ощущение жизненности образа. Однако проблема передачи движения не только механического, а движения в глубинном смысле, передачи ощущения движения во времени, чувства единства разновременного во многом зависит именно от решения этой композиционной задачи, которая действует как закон композиции.

 4. Закон подчинённости.

Закон подчиненности всех средств композиции подразумевает создание цельного по восприятию, выразительного, идейно-содержательного и высокохудожественного произведения. Этот закон требует, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию.

В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, то есть дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности.

Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом

 5. Закон новизны.

Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ - это всегда новое в искусстве, как по форме, так и по содержанию.

 Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету; он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства. Новизна имеет отношение как к темам, так и к художественным средствам, а также к композиционным решениям. Выдающиеся произведения искусства отличаются неожиданностью решения, ощущением впервые созданного и увиденного, сильным эстетическим зарядом. Несмотря на то, что мы много раз видели произведения великих мастеров разных эпох, они каждый раз заново волнуют нас своей нестареющей красотой и гармонией.

 6. Закон воздействия.

Данный закон подразумевает взаимодействие избранного формата работы и композиционного строя изображения. Одним из главных свойств этого закона является неоднородность изобразительного поля. Это свойство характеризуется следующими сторонами:

1) предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней;

2) предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;

3) ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, своеобразной «пещерой», перспективно и метрически еще совершенно неопределенной. Таким образом, изображение строится от «рамы» и завершается в ней, «рама» невольно становится началом и концом изображения.

4) пересечение дальних и второстепенных предметов (пейзаж в фигурной композиции) «рамой» выступает композиционно нейтрально и не требует смыслового разъяснения. Пересечение же предметов и фигур переднего плана и особенно нижним краем картины, пересечение сильно контрастных по тону и цвету предметов, нарушающее равновесие зон картинного поля, должно быть оправдано по смыслу, как, например, в картине Рембрандта «Давид и Урия», где Урия уходит вперед, «покидая картинное пространство»;

5) в восприятии такого явления в «раме» картины, как «тяжелый низ и легкий верх», также проявляется свойство неоднородности картинного поля, его верха и низа, связанное с явлением гравитационного плана.

Другим важным свойством закона воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости и органической их взаимосвязи является воздействие «рамы» с учетом ее типа (формата).

Практика изобразительного искусства выработала несколько типов «рам». Среди них наиболее распространенными являются прямоугольные, круглые и овальные.

Создание картины в прямоугольном формате дает ощущение устойчивости, определяет переднюю фронтальную плоскость, верх и низ. Вертикали и горизонтали «рамы» перекликаются с вертикалями и горизонталями изображения и таким образом создают устойчивость. Наличие наклонных направлений во взаимодействии с вертикалями и горизонталями подчеркивают неустойчивость.

«Рама» типа овала обладает ясно выраженными перпендикулярными осями - вертикальными и горизонтальными, имеет верх и низ как основные конструктивные факторы изображения. Овал и неоднородность его поля задает и тип построения композиции и определяет восприятие картины.

Прямоугольный формат золотого сечения используется очень часто как наиболее уравновешенный и замкнутый. Он активно работает в жанровой живописи, в натюрморте, в портрете.

Форматы в круге и квадрате воспринимаются слишком статичными, однако выполнить в таких форматах компоновку изображения зачастую сложно.

 7. Закон равновесия.

Закон равновесия представляет собой такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и так далее.

 Средства композиции.

 Средствами композиции выступают все те компоненты, которые необходимы для ее создания. К основным средствам композиции следует отнести линию, штрих, пятно (тональное и цветовое), светотень, а также линейную, воздушную и цветовую перспективы.

 1. Линия.

 Линия рассматривается как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются в длительном рисунке, в кратковременных набросках, а также в эскизах композиций.

Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги, удерживая изображение в пределах формата, что подчеркивает двухмерность плоскости.

Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более проработанные эскизы композиции.

 2. Штрих.

Штрих как выразительное средство графики имеет различную характеристику. Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми; могут постепенно и плавно переходить в тонкие, едва заметные «паутинки». Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой частях объемной формы позволяет передать глубину пространства.

Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы.

 3. Пятно.

Пятно (тональное и цветовое) имеет большое значение как в набросках и зарисовках, так и в работе над эскизами композиции, являясь отправной точкой в начале ведения работы. Необходимость применения тонального пятна в качестве графического средства возникает главным образом при решении следующих задач композиции: уравновешенности композиции, для выявления или подчеркивания объемности формы, для передачи ее освещенности; для показа силы тона в окраске формы, фактуры ее поверхности с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму. Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности.

 4. Светотень.

Светотень представляет собой наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:

Свет - поверхности, ярко освещённые источником света.

Блик - световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение.

Тень - неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими.

Полутень - слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом.

Рефлекс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

 5. Линейная, воздушная и цветовая перспективы.

Перспектива - это техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Термин «перспектива» может трактоваться следующим образом:

Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В объемно-пластических произведениях изобразительного искусства важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Даже элементарная изобразительная грамота требует учета перспективных изменений изображаемых предметов, занимающих свое место в реальном пространстве. Это касается изменения высоты каждого предмета, ширины и длины его поверхностей, уходящих в глубину пространственных планов.

Линейная перспектива бывает прямой и обратной. Прямая линейная перспектива рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Это тот вид перспективы, с помощью которого мы воспринимаем окружающее нас пространство.

Обратная линейная перспектива характеризуется наличием точки схода за пределами картинной плоскости. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.

При передаче в композиции иллюзии пространства необходимо помнить о закономерностях воздушной и цветовой перспективы.

Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (светотеневых, контраста величины и так далее) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Воздействие воздушной перспективы связано с мерой прозрачности, чистоты и толщины воздушного слоя атмосферы, окутывающей предметный мир. Это следует учитывать в графической, а также в живописной композиции. Вместе с изменением тоновых отношений на разных пространственных планах меняется и сила цветовых контрастов. Происходит это также под влиянием слоя воздуха, фильтрующего световые лучи, задерживающего часть цветового спектра или изменяющего его звучания. Здесь надо иметь в виду следующее. С постепенным удалением объекта от переднего плана ослабевает его цветовая насыщенность и цвет его становится холоднее.

 Шрифт - это графическая система изображения знаков, имеющая свойственное только ей начертание. Также шрифтом называется графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

 Раньше термин «шрифт» имел более узкое понятие и означал набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины «гарнитура» и «шрифт» часто употребляются как синонимы.

Современные шрифты создаются художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции, прикладными задачами, а также в соответствии с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами.

 К основным характеристикам шрифта следует отнести следующие понятия:

Базовая линия. Это воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа. Литера как будто лежит на этой линии.

 Кегль. Это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:

кегль 6 пунктов - нонпарель,

кегль 8 пунктов - петит,

кегль 9 пунктов - боргес и т.д.

  Ширина. По ширине шрифт бывает нормальный, узкий, широкий. Различают также пропорциональные и моноширинные шрифты.

Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины.

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более удобными для чтения, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом обычно используют пропорциональные шрифты. Многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины. Так, например, колонки чисел остаются выровненными.

Моноширинные шрифты лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в четкие, ровные колонки (для ручных пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев, для большинства компьютерных программ с текстовым интерфейсом и пр.) Программисты, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании исходного кода. В издательском деле, редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования. Присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.

  Начертание. Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков.

Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).

  Насыщенность. Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).

  Контрастность. Это один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.

  Гарнитура.Это подгруппа или подкласс шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю. Также это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, близких по характеру и отличительным знакам рисунка.

  Засечки. Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объемов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Считается, что в длинных текстах легче читать шрифты с засечками, чем без них. Исследования этого вопроса объясняют причину этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками. Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками. Веб-сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют шрифты без засечек, потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.

  Комплектность. Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.

  Кёрнинг. Кёрнингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кёрнинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат - размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, например, ГО, ГА, АУ, Ст и другие. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смотреться в разном кегле.

 Трекинг. Трекинг в отличие от кёрнинга задается не для пары, а для нескольких символов, характеризуя величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.

 

Различимость. Это характеристика шрифта, определяющая легкость распознавания отдельных знаков.

 Удобочитаемость. Это свойство текстового материала, характеризующее лёгкость восприятия его человеком. Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.

 Шрифтовой плакат, его композиционное решение и методика создания


В практике художественного оформления и дизайна широко применяется шрифтовой плакат. Содержание шрифтового плаката составляет обобщенное, лаконическое слово.

Разновидности шрифтового плаката:

-призыв;

-лозунг;

-транспарант.


 Требования к шрифтовому плакату. Шрифтовой плакат должен отвечать определенным требованиям:

-ясность;

-удобочитаемость;

-умелое построение шрифта;

-максимально активное воздействие на чувства человека в процессе кратковременного зрительного восприятия;

-мастерское художественно-композиционное решение;

-расстановка точных смысловых акцентов;

-образная художественность и учет требований эстетики;

-грамотное цветовое решение.


 Условием гармоничности построения шрифтового плаката, эстетической полноценности композиции отвечает стилевое единство шрифтов.


Плакаты, содержащие краткую законченную мысль, как правило, выполняется единым типом шрифта, образно раскрывающим их содержание. Однако художник вправе использовать различные типы шрифтов в целях усиления акцентов, смыслового отличия, разнообразия решений, декоративности.

Главным критерием необходимости смешения шрифтовых стилей выступает образность раскрытия содержания плакатов.

Изобразительно-выразительные средства шрифтового плаката ограниченны. Поэтому весьма важна смысловая акцентировка в шрифтовой композиции. Усилить смысловой акцент в композиции можно путем зрительной разбивки текста и увеличения междустрочных расстояний.

Помимо информативного назначения, любой шрифтовой плакат воздействует на чувства человека. Поэтому непременным требованием при его создании выступает целостность и композиционная слаженность построения плаката.

Масштабность (в художественно-дизайнерской практике) – это соразмерность соотношение того или иного сооружения (предмета) с человеком и окружающей средой. Масштабность плакатной формы - это соразмерность всего плаката с его частыми и элементами. В первую очередь художнику-дизайнеру следует обратить внимание на соразмерность шрифтового поля с форматом изобразительной плоскости, с ее верхним, нижним и боковым свободным полем. Художнику-дизайнеру следует ответственно подходить к выбору размеров шрифта заголовка, главного и второстепенного текстов, декоративных элементов.


 Методика создания самодеятельного плаката. Процесс изготовления самодеятельного плаката включает в себя три этапа:

1. выбор содержания и формы плаката;

2. подбор материалов и красящих веществ;

3. непосредственное оформление плаката.

 Первый этап. Приступая к изготовлению плаката, надо понимать, что композиция его формы и содержания, должно быть, простой и ясной. Тщательно продумав композицию, следует выполнить несколько эскизных вариантов. К их обсуждению можно привлечь не только компетентных специалистов, но и будущих зрителей. Существует два подхода композиционного построения: от содержания к форме и от формы к содержанию. Все наиболее важное, особенно текст, выдвигается на передний план. В плакате широко применяются обобщения. Не рекомендуется перегружать плакат объемным текстом и большим количеством иллюстративного материала. Так как плакат смотрится на расстоянии, то детали рисунка должны быть крупными и силуэтными, а графемы букв шрифта хорошо просматриваемыми.

 Закончив работу над эскизом плаката, можно приступить ко второму этапу – подбору материалов и красящих веществ, что зависит от места экспонирования (интерьер или экстерьер), размеров плаката и техники, в которой предполагается выполнять работу. Если плакат будет вывешен в помещении и по размеру является небольшим, то он может быть исполнен на листах ватмана (полуватмана) или других видах бумаги. В этом случае бумага может быть натянута (наклеена) на стенд-основу. Можно покрыть бумагу тоновой водоэмульсионной краской. Рисунок и текст выполняется гуашью, темперной и акварельной, причем красками насыщенных тонов.

 Большие по размеру плакаты изготавливаются из ДВП (оргалит), фанеры, жести. Тонировку, выполнение рисунка и исполнение шрифтовых работ на тех плакатах, которые будут размещены на улице, лучше производить масляными красками, водоэмульсионной краской или темперой. Данные красящие материалы являются водостойкими. Возможно применение других материалов и красящих веществ.

 Третий этап - непосредственное изготовление плаката. Качество будущей плакатной формы предопределяется творческим характером решений на первом и втором этапах методики. Однако надо постараться, чтобы плакат был не только неординарным, стильным, но и высокотехничным по исполнению. В арсенале средств, повышающих качество и эффективность выполнения работ художника с текстовым элементом, имеется шрифтовой шаблон – прозрачный инструмент с заготовками-прорезями основных шрифтовых элементов.

 В заключении необходимо отметить, что изготовленный плакат требует еще и правильного размещения. Расположить плакат надо на определенной высоте, в местах, где чаще останавливается взгляд потенциального зрителя. Не следует размещать плакаты близко друг к другу. Творческий поиск, чувство меры, высокая требовательность к себе и развитый художественный вкус позволяют художнику-дизайнеру создавать высокохудожественные плакатные формы.


 Цель афиш - оповестить аудиторию о готовящемся мероприятии или концерте можно с помощью афиши или плаката. Афиша, на которой останавливается взгляд, которая заметна на фоне городского пейзажа - поможет Вам собрать публику на концерт, выставку. Афиша - рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии. Афиши расклеивают на специальных щитах, расположенных в наиболее людных частях города. Плакат и афиша - великолепные рекламные средства. Многие классики изобразительного искусства пробовали свои силы в создании плакатов и афиш. В силу своей специфики, плакат и афиша воздействуют на зрителя очень короткое время (мимолетный взгляд). Именно поэтому плакат, афиша должны быть очень эмоциональны и красивы, чтобы заставить взгляд человека остановиться и внимательнее вглядеться в содержание.


 Дизайн плакатов и дизайн афиш - особое направление в полиграфическом дизайне. Создать хороший дизайн плаката крайне трудно. В одном изображении должны присутствовать сюжет, интрига, эмоциональное напряжение, побуждение к действию и целостность формы. Или, по крайней мере, плакат или афиша должны доставлять зрителям (потенциальным покупателям) эстетическое наслаждение.

 Из-за больших размеров дизайн плакатов и дизайн афиш имеет определенную сложность. Критическое значение приобретает качество изобразительного материала. Все неточности и недоработки, допущенные в процессе разработки дизайна плаката (в частности, неточная ретушь фотографий, неправильная цветокоррекция, нарушение алгоритмов цветоделения и т.п.) сразу же становятся заметны при полиграфическом изготовлении.

 Афиша


Термин "афиша" имеет французское происхождение. Он обозначает объявление на поверхности (обычно стене), которое сообщает об увлекательном культурном событии и размещается в местах большого скопления людей. Позже значение понятия стало более широким и его начали использовать в обыденной жизни. Словом "афиша" стали называть все, что выставлено напоказ. А глагол "афишировать" приобрел следующее значение: делать информацию достоянием широких общественных масс.

Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах. Если речь идет о скромном мероприятии (концерт самодеятельности, концерт на встрече с депутатом), то афиша может опускаться в почтовые ящики. Она может быть цветной и тиражирована типографским способом, а может быть черно-белой и выполненной путем ксерокопирования. Отказ от цвета может быть не только художественным приемом, используемым для повышения выразительности изображения, но и вынужденной мерой, связанной с высокой стоимостью печатно-копировальных работ.


 Назначение афиши - информировать людей о предстоящем событии. Но прежде всего, афиша должна привлечь внимание. При этом с одного взгляда человек должен схватить самое главное, понять, о чем идет речь. Поэтому афиша, так же как и реклама, должна отличаться броскостью и краткостью. Этим требованиям в полной мере отвечает графический образ - картинка. Кроме того известна пословица - "одна картина стоит тысячи слов". Образно говоря, картинка должна стать для людей чем-то вроде такого цветка, на который летят бабочки. И в этом смысле в качестве графического образа удобно использовать фотографию. Технологической особенностью афиши являются малые сроки, отпускаемые дизайнеру на выполнение заказа.

 Афиша как бабочка-однодневка - вывешенная сегодня, она может оказаться заклеенной другими афишами уже на следующий день. Поскольку время жизни ее ограниченно, то и делать ее нужно быстро.


Современная афиша: характерные особенности В современном мире рекламы афиша - один из наиболее эффективных ее способов. Как вид полиграфического искусства она относится к сфере графического дизайна. К современной афише предъявляются следующие требования:

 наличие интриги;

качественное содержание, информативность;

целостность;

 заинтересованность;

 ценовая доступность;

 возможность получить эстетическое удовольствие при рассматривании афиши.

Для достижения наибольшего эффекта необходимо использовать в комплексе следующие компоненты: изображение; рисунок; шрифт; цветовое решение. Процесс создания афиши проходит три основных этапа: эскиз; изображение; художественная иллюстрация.

Цель афиш: наиболее быстро и наглядно донести важную информацию о событии для привлечения клиентов.

Виды современных афиш Существует несколько возможных классификаций современной афиши, которые зависят от основного компонента, взятого за основу. По формату: несоставные: А-3 и А-2; составные: А-3 и А-0 и более. По цветовому решению: цветная и черно-белая. По целевому использованию: наружная (уличная); внутренняя (интерьерная), к которой привычно относить театральные афиши и афиши кинотеатров. По способу создания: Рисованная (художественная). Графическая. Офсетная. Цифровая полиграфическая. По способу использования: афиша кинотеатров, театров; афиша зрелищных мероприятий; музыкальная; рекламная афиша.

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

Ссылки


https://www.syl.ru/article/335327/a-znaete-li-vyi-chto-takoe-afisha

https://otherreferats.allbest.ru/marketing/00412137_0.html

https://stud.wiki/culture/3c0a65635b2bd69a4c53a89521306c37_1.html

https://helpiks.org/9-52659.html

    

 


Комментарии